Сайт предназначен для аудитории старше пяти лет
Главная / Новости / Интервью Вадима Вячеславовича Панькова об Атлетико (Мадрид)

Интервью Вадима Вячеславовича Панькова об Атлетико (Мадрид)

В декабре 2018 года главный тренер молодежной команды ШФМ «Невский Фронт»  Вадим Вячеславович Паньков проходил стажировку в мадридском Атлетико.

Мы не могли не поинтересоваться впечатлением тренера от поездки.

-    Вадим Вячеславович, почему Атлетико?

-    На очередных обучающих курсах, в этот раз  скаутских, я узнал от организаторов, что готовится поездка в Мадрид. Меня очень заинтересовало это и я поехал.  
      -  Чем интересен испанский клуб в целом?
Не секрет, что в Европейском клубном футболе в последние годы доминируют испанские клубы. Здесь и три победы подряд в Лиге Чемпионов Реал(Мадрид) и победы и сама игра, которую показывают футболисты «Барселоны», и многочисленные успехи «Севильи» в Кубке УЕФА и изменения, которые позволили «Атлетико» (Мадрид) стать одним из лидеров испанского футбола (последние годы пьедестал делят Реал, Барса и Атлетико) и европейского (за последние сезоны они дважды играли в финалах Лиги Чемпионов). В Испании готовят очень большое количество интересных и разноплановых игроков добивающихся мировой известности. Уровень футбола высочайший. Много звезд, большой интерес у публики. Очень многие испанские мальчики и девочки предпочитают именно футбол, любым другим увлечениям.
Так что, конечно, все это развивало во мне интерес съездить в Испанию и в живую посмотреть на то, как они работают, как думают, что первично, а на что не  обращают  внимания. Многое мне было и так понятно, но когда появляется возможность окунуться в тренировочный процесс полностью, с возможностью получить ответы на все интересующие вопросы из, как говорится «первых уст»,  то такой шанс надо использовать. А «Атлетико» Мадрид, тот клуб, который в последние годы шагнул очень сильно в своем развитии и вызывал двойной интерес.
- Сколько человек было на стажировке?
- Всего нас было 12 человек со всей  России.  Из Питера было трое, Руководитель – он же организатор  поездки, ген. директор одного известного консалтингового футбольного агентства и я, как тренер.


- Как было организовано обучение?
Жили  в Мадриде,  в пешей доступности от одной из баз академии Атлетико, всего их  4.
Каждый день ездили  на основную базу, где тренируется главная команда, а также тренируются и играют все основные команды академии. Каждый день был очень насыщен и полон информации. Слушали лекции, смотрели тренировки различных возрастов, общались с тренерами, смотрели игры. Не однократно пересекались с игроками главной команды и тренером Диего Симеоне.  Симеоне главный идеолог и творец успехов последних лет. Сегодняшний прогресс в клубе связывают именно с его приходом .
Один из лучших нападающих мира Гризман, лучший пожалуй сейчас вратарь в мире Ян Облак, Хуанфран, Годин, Эрнандес, Тома Лемар, Диего Коста, Никола Калинич, Хименес и др. мировые звезды. Что говорить двукратные финалисты Лиги Чемпионов! Высочайший уровень.
Еще я посетил три матча на знаменитом Сантьяго Бернабеу.
- Что интересного удалось узнать о структуре академии Атлетико?
Именно в Академию набирают детей с 6 лет и формируют две команды этого возраста по 11-13 чел. Затем количество команд увеличивается и в возрасте 8 и 9 летних у них например по 8 команд, а затем их количество опять сокращается до 6 и 5, в соответственно 11 летнем и 12и 13- летнем возрасте.
15 и16 летних по три команды, 17 летних две и 18 летних остается одна. Без учета женских  я насчитал более 60 команд в академии! Команды каждого возраста естественно разного уровня и по ходу обучения игрок довольно часто мигрирует из одного уровня в другой и это дает возможность ребенку поработать с разными тренерами, перенять у каждого что-то особенное, научиться уживаться в разных коллективах и с разными задачами.
Так же важно, что все тренеры  специализируются на определенном возрасте. Потому, что тренировать 6-8 летних - это одни тренерские навыки, для 9-11 летних требуется несколько другой подход, 12-14 лет следующий этап развития игрока и для работы нужны специалисты по этому возрасту, ну и в 16-18 лет совсем все по другому.
Методисты и руководство в конце каждого года делают тренерские перестановки, в зависимости от того, с каким возрастом данный тренер по их мнению будет наиболее полезен для развития ребят.
Тренеров в академии 122.
Все это конечно благотворно влияет на развитие футболистов и в результате сегодня несколько игроков главной команды являются собственными воспитанниками.
- Удалось ли Вам узнать «секрет успеха» мадридского клуба?
-    Они это не скрывают.
Все обучение завязано на трех основных по их мнению элементах.
Первый этап обучения – «инструменты». Это мяч и различные способы взаимодействия с мячом.  Умению обращаться с мячом, как своей частью тела, вот чему они учат. И так как этот этап первый, он является базовым и пока ученики его не освоили не о каких командных задачах, физической или тактической подготовках речь не идет. Основным этот этап является для игроков до 12 лет, но и затем на протяжении всей карьеры, мячу уделяется ведущее внимание.
Второй этап- «мозги». Направленность на умение выбирать решение из нескольких вариантов и затем постоянно уменьшать время для выбора. На нашем языке скорость принятия решения. Всевозможные игровые упражнения позволяющие совершенствовать этот навык. С 11 лет.
И третий этап подготовки называется у них – эмоции. То есть для того, чтобы ученик совершенствовался, он должен каждый раз действовать на максимуме, а для этого каждый раз в тренировочном упражнении или игре его нужно выводить на максимальный эмоциональный уровень. С 16 лет.
Конечно все три этапа перекликаются и когда ребята находятся на втором или третьем этапе это значит, что первый и второй присутствуют в полной мере.
И любое тренировочное занятие построено также. Вначале мяч, затем игровые упражнения на скорость принятия решения и в конце эмоции, то есть игра.
Тренировок с направленностью на развитие или совершенствование одного определенного качества, например физическая подготовка, они не допускают.
Физические кондиции достигаются через работу с мячом, игровые упражнения и непосредственно игру.


- В чем, по Вашему мнению,  разница в подготовке футболистов в России и в передовых футбольных странах?
Во многом. Самое главное это разница в восприятии жизни, как таковой и отношение к ней. В среде которую мы создаем. Говоря современным языком в менталитете.
Мы учим (сейчас я не только о футболе) через не могу, часто криком или из «под палки», требуя и контролируя... И постоянно тыкаем в ошибки. «Ты это не сделал...»,» Опять плохо…», «Не делай так..»
В развитых странах те, кто обучают, стараются создавать такую среду для учеников, которая способствует творчеству. Обучающиеся не повторяют то, что им кто-то не умело показал и не заучивают стандарты прошлых поколений. Им создаются условия на занятиях, мотивирующие учеников раскрывать и реализовывать талант, который в той или иной степени есть практически у каждого.
- А если коснуться только футбольных аспектов?
Они не зацикливаются на счете матча. Счет важен в большом спорте, а чтобы туда попасть необходимо приобрести очень много навыков, которые позволят долгое время быть конкурентным.
А мы требуем сразу результат в ущерб творчеству и реализации способностей.
Нам в процессе обучения зачем-то нужно «загнать» своего ребенка, чтобы к 17-18 годам его тошнило от футбола.
Условные  же испанцы к этому возрасту такой «иммунитет», такой инструментарий успевают наработать, что приходится сдерживать рвущихся в бой..  
В результате город Мадрид в двое меньшим населением, чем Питер дал на сегодня несколько десятков игроков в La Liga(Высший испанский дивизион), а у нас во всей 140 миллионной России ни одного сегодня футболиста, который мог бы там регулярно играть. (Черышев тоже воспитан Мадридской академией)
- Что мы можем перенять или что использовать в наших условиях для того, чтобы наши дети получали еще больше удовольствия от занятий своей любимой игрой и наши воспитанники могли бы закрепляться в передовых клубах страны и не только?
- Необходимо перестраиваться, жизнь и футбол в частности развиваются очень стремительно.
В первую очередь нельзя быть изолированными от мировых тенденций для этого нужно учить языки и общаться. И вообще, чтобы быть успешными требуется приобретать все новые знания и умения. Необходимо меняться и становиться гибче и терпимее. Мы слишком резки и критичны в своих суждениях и оценках.
- Вы меняетесь?
-Да, я изучаю языки и постоянно обучаюсь на различных курсах, тренингах, посещаю семинары, лекции, смотрю вебинары, читаю различную литературу.
Нужно создать условия, чтобы наши тренеры могли зарабатывать хотя бы приблизительно сопоставимые деньги. Нужно строить много полей с подогревом, закрытых манежей. Создавать условия для обмена опытом для менеджеров и тренеров. Выезжать с командами на международные турниры.
Нужно учиться зарабатывать, потому что футбол сегодня это в первую очередь бизнес.
- Что бы Вы добавили в систему ШФМ «Невский Фронт»? Какие идеи и ценности Вы попытаетесь донести до юных футболистов в процессе работы в рамках новой тренировочной концепции?
- Если говорить о детско-юношеском футболе, то нужно постепенно отходить от гонки за счетом и кубками и в первую очередь, выстраивать в командах атмосферу, позволяющую всем участникам чувствовать доброжелательность, заботу и поддержку. Выстраивать такую игру команды, которая будет приносить удовольствие  даже от проигранных матчей.
Начинать ориентироваться на воспитание и развитие конкретного игрока, а не команды. Воспитывать игроков выделяющихся своей креативностью, лидеров с более высоким уровнем ментальности, готовых к постоянному совершенствованию.
- Огромное спасибо за интересный рассказ! Надеемся, что подробное описание испанских методов и схем работы с футболистами заинтересует специалистов – тренеров Санкт-Петербурга и поможет улучшить ситуацию в современном российском футболе!



Возврат к списку

Партнеры
Друзья